Отбывал наказание на строительстве автострады под Оршей

Докладная записка Л. 3. Мехлиса И. В. Сталину о работе Особых отделов в Белорусском военном округе. 21 декабря 1938 г.

21 декабря 1938 г.

№ 4305сс

Совершенно секретно
ЦК ВКП(б) — товарищу Сталину
НКВД — товарищу Берия

Член Военного Совета Белорусского Особого военного округа тов. Рогов прислал два сообщения о работе Особых отделов, НКВД и разведывательных органов. В телеграмме от 20 декабря на имя тов. Ворошилова и мое он сообщает:

«Мною установлено, что некоторые Особые отделы в соединениях работают плохо, а иногда и неправильно. В некоторых Особдивах слабо еще поставлена агентурная сеть. Особый отдел БОВО каждый день освобождает из тюрьмы арестованных 5-7 месяцев тому назад без предъявления каких-либо обвинений.

В некоторых частях работники Особых отделов превышают власть, так, например, во 2 с.д. оперуполномоченный Кузнецов запретил допускать командира части к мобплану части без всяких оснований. Это запрещение он передал пом. нач. штаба части.

Я требую от Особого отдела БОВО немедленного снятия Кузнецова с работы и привлечения его к ответственности. В этой же дивизии под нажимом Особого отдела дивизии и благодаря попустительству командования дивизии было представлено к увольнению 59 человек ком начсостава. Я лично проверил каждого, вызывал к себе и нашел необходимым представить на увольнение лишь 2 человека и часть перевести в другие округа, поскольку они в дивизии сидят по 8-12 лет. До сего времени не назначен начальник Особого отдела округа. Мне известно, что претендуют быть нач. ОО БОВО и Нарком внутренних дел БССР, и нач. Смоленского облуправления НКВД. Я считаю, что ни тот, ни другой не должен быть начальником ОО БОВО. Начальником ОО БОВО должен быть самостоятельный и независимый от НКВД БССР и Смоленского облуправления НКВД. Я чувствую, что органы ОО на местах плохо работают и немало наделали ошибок. Прошу:

  1. Назначить начальника Особого отдела БОВО.
  2. Послать комиссию из центра по проверке работы Особых отделов в БОВО.

№2151. Рогов»

Сегодня тов. Рогов прислал телеграмму об участии в допросе шести польских шпионов и сообщает, что секретарь ЦК КП(б)Б т. Пономаренко располагает большим материалом об ошибках НКВД БССР. Тов. Рогов доносит:

«Тов. Ворошилову
Тов. Мехлису.

Я и командующий тов. Ковалев в НКВД БССР участвовали в допросе задержанных польских шпионов и диверсантов. Их было 6 человек. Все они квалифицированные матерые шпионы и диверсанты, как правило, с высшим образованием, прошедшие длительную школу шпионажа, держатся на допросе стойко. Несмотря на целый ряд улик в том, что они имели явки в СССР, задержанные шпионы молчат и до конца не рассказывают. Все это показывает, что поляки засылают к нам, как правило, опытных разведчиков, а наши разведорганы посылают нестойких и неопытных разведчиков, вроде Островского.

В процессе допроса мною установлено, что в числе задержанных оказался польский шпион Меньковский П. М., который до 1937 года проживал в БССР, был осужден на 8 лет советским судом и отбывал наказание на строительстве автострады в районе Орша, откуда бежал в Польшу. Меньковский дважды из Польши приходил в СССР. Установлено также, что осужденные в БССР посылались и посылаются на строительство автострады в БССР, что считаю совершенно неправильным. Всех осужденных в БССР следует направлять в глубинные пункты СССР.

Секретарь ЦК КП(б)Б тов. Пономаренко располагает большим материалом об ошибках НКВД БССР, в частности тов. Наседкина. Считал бы целесообразным послать комиссию из центра по проверке работы НКВД БССР.

№ 08. Рогов»

Докладываю Вам эти сообщения, как заслуживающие Вашего внимания.

АП РФ. Ф. 3. On. 58. Д. 91. Л. 54-56. Подлинник. Машинопись.

P.s.: На строительстве первой советской автомагистрали Москва – Минск с 1936 по 1941 год трудились заключенные Вяземлага НКВД. Одно из лагерных подразделений Вяземлага по данным на 2 апреля 1941 г. дислоцировалось в Орше. С 1936 г. при лагере действовало мясо-молочное и растениеводческое Юрцевское подсобное хозяйство. Все асфальтобетонные районы были структурами с законченной хозрасчетной системой. В вопросах технологии производства и оперативного управления они подчинялись Управлению строительства в Вязьме и его полевому штабу, организованному в центре производства работ – Юрцево Оршанского района Витебской области БССР. Подробнее

На фото: Устройство асфальтобетонного покрытия шоссе Москва – Минск. 1940 г