Пожарицкий священник

Пожарицкий Федор Павлович (1883)

Дата рождения: 1883 г. Место рождения: Могилевская губ., Оршанский у., д. Соловьи. Пол: мужчина. Профессия / место работы: священник. Место проживания: Могилевская губ., г. Орша. Где и кем арестован: Могилевская о., г. Горки. Дата ареста: 9 января 1930 г. Обвинение: «агитация против коллективизации, сопротивление изъятию церкви под клуб». Осуждение: 3 марта 1930 г. Осудивший орган: тройка при ПП ОГПУ по Белорусскому военному округу. Приговор: высшая мера наказания — расстрел. Место отбывания: Можайская о., г. Орша, тюрьма (20.01.1930—1930 гг.). Дата реабилитации: 26 сентября 1989 г. Реабилитирующий орган: Прокуратура Витебской обл.

Места проживания

Могилевская губ., г. Орша. Дата начала: 1904 г. В 1904-1911 гг. работал почтово-телеграфным служащим в Орше, Минске и Могилеве.

Рукоположение — священник. С 1911г. служил священником.

Служение: Могилевская губ., Оршанский у. священник. Могилевская губ., Могилевский у., мест. Шклов — священник. Во время немецкой оккупации — священник в мест. Шклов. Могилевская о., г. Горки, Троицкая церковь — священник. Дата окончания: 1927 г.

О. Феодор был женат, в семье было шестеро детей.

Могилевская о., г. Горки, Троицкая церковь — священник. Дата окончания: 1930 г. В конце 1929г. власти решили закрыть Троицкую церковь, а здание церкви передать под клуб. О. Феодор и прихожане старались отстоять церковь, о подробностях этих событий известно из материалов следственного дела (28. 02. 1930г.): «Союзом безбожников г. Горки в конце 1929 года был поднят вопрос об изъятии Троицкой церкви г. Горки под клуб. Одновременно с работой «Союза безбожников», под руководством попа Пожарицкого по деревням проводилась работа против изъятия церкви. На 8 января 1930 года был назначен антирелигиозный митинг, на котором должен был обсуждаться вопрос об изъятии церкви. Церковники тоже подготовились к митингу и в этот день в Троицкой церкви и возле нее было такое количество народа, какого никогда раньше не наблюдалось. Службу в церкви Пожарицкий умышленно затянул до того момента, пока не стали собираться гражданские организации. Во время крестного хода вокруг церкви поп Пожарицкий вместе с молитвами говорил: «Большевики забирают у православных их веру». Войдя вновь в церковь Пожарицкий спросил: «Нет ли среди присутствующих студентов, коллективистов или безбожников?». Когда ему ответили, что нет, то он перекрестился и обратился к толпе со следующими словами: «Православные христиане! Вы знаете, что безбожники студенты хотят забрать нашу церковь и меня взять хотят. Не допускайте отбирать церковь и не отдавайте меня, а то мне будет гибель, а вместе со мной погибнете и вы». Тут он опустился на колени и заплакал, а с ним вместе заплакали и присутствующие в церкви люди. Какая-то баба крикнула: «Вон, безбожники снимают колокола с церкви!». На это поп Пожарицкий сказал: «Пусть снимают, за это им головы поснимутся. Господь долго терпит, но потом накажет их всех». Дальше он начал говорить о коллективах: «Вот, большевики создаю коллективы, не идите в эти коллективы потому, что это все обман для народа. Вас всех туда втянут, церкви уничтожат, а вам насунут мешок на глаза и пропадете вы все и некому будет вас защитить!». Во время антирелигиозного митинга, проходившего на площади против церкви, толпа верующих, настроенная попом, бросала в демонстрацию комья снега и поднимала бурные споры со студентами, влившимися в толпу, чтобы не допустить до организованного выступления. Пожарицкий открыто призывал к погрому демонстрантов, говоря: «Вы им посрывайте носы, за это вам ничего не будет». Когда к толпе подошел местный учитель, на него посыпались угрозы и ругательства: «Советский сатана, советский поп» и т. д. Увидев начальника милиции в форме, толпа бросилась к нему с требованием: «Почему власть забирает церкви? Какое вы имеете право, если Церковь отделена от государства?». Начальник милиции начал разъяснять, что «церковь берет не власть, а сами верующие по большинству голосов». На это ему из толпы закричали: «Мы знаем, кто забирает! Нам об этом батюшка говорил еще неделю тому назад и сейчас говорил в церкви». Толпа пыталась избить начальника милиции, но он успел скрыться к демонстрантам».

 

С КА Р ГА С В Я ТА РА ГО РА Ц КА Й Т РО І Ц КА Й Ц А Р К В Ы А Р Ш А Н С КА Й А К РУ Г І Ф. П. П АЖА Р Ы Ц КА ГА
30 ліпеня 1929 г.
Священника Горецкой Троицкой церкви
Оршанского Округа Феодора Павлова Пожарицкого
Жалоба
Дела культа с каждым годом ухудшаются вследствие охлаждения верующих, и мне приходится ма-
териально бедствовать. Земли я не имею, жалованья не получаю. На пропитание от добровольного сбора
поступает в год не более того, что показано в декларации, т. е. около 300 руб. По закону от меня не должны
требовать и декларации, но таковую фининспектор потребовал под угрозой штрафа и потом сведениям
моим и приложенным документальным данным все равно не поверил и поставил цифру с потолка такую,
что всякий мой прихожанин удивляется, зная мое старцевское, т. е. нищенское положение. Я просил при-
хожан дать мне содержание хотя бы по 50 руб. в месяц, но получил отказ. Материально я бедствую с семьей
в 8 душ, и как я живу и что кушаю и какой недостаток в одежде и во всем прочем имею, никто не хочет
интересоваться. Я в зимнюю стужу пользуюсь чужой одеждой, которую мне отдолжают. Я не обижаюсь на
свою тяжелую долю, на свое бедствие, ибо принял высшее для смысла жизни служение идее добра, мира
и любви среди людей, а обиду мою на неправильность финансовых или иных органов власти, учитываю-
щих мою материальную сторону жизни по своему взгляду, неправильно преувеличил вчетверо, и потому
прошу разобрать об этом положении мои данныя, представленныя через местного фининспектора при
декларации и при жалобе в Оршанскую Окруж. Налоговую Комиссию. В этих данных все я выяснил под-
робно, откуда имею каждую копейку и каким способом существую, пользуясь доброохотной поддержкой
от сердобольных прихожан натурой, и считаю жалобу свою основательной и правильность ея всесторонне
доказанной посланными данными, а как не только Округ, но даже Наркомфин не принимают в увагу ни-
каких моих доказательств, то прошу ЦИК рассмотреть мои данные и отменить подоходный налог, непра-
вильно с меня взысканный за культ, а не за доходность. Прилагаю два извещения от Наркомфина и Округа.
2. За мой грех, что я священник, дети презираются в школах 1-й ступ., а во 2-ю ступень совсем не при-
нимают, кругом я чувствую великую обиду, как будто бы я враг социалистическому строительству страны.
Я такой приветствую, пережил с детства великую нужду, происходя из бедных крестьян здешней мест-
ности и если я по идее служу делу Христа, Его духовному царству, то это нисколько не препятствует мне
быть честным и порядочным человеком по отношению к Советской власти, как говорит наш Небесный
Начальник: “Воздавайте Божие Богу, а Кесарево Кесарю, т. е. земной власти”, и если власть все-таки при-
знает нас нежелательным элементом, то мы не противимся отдавать своих детей под ея опеку: пусть даст
им желательное для власти воспитательное направление, тем более если дети сами стремятся в пионеры
и комсомол, но за что же им закрывают дверь в школу, чем они виноваты перед властью? Вот у меня 4 уча-
щихся детей, они ходят за 2 версты в Слободскую школу 1-й ступ., а в 7-летку в городе их не принимают по
социальному положению, хотя семья моя бедствует. Как последний пролетарий. После Слободской школы
двое моих учеников и учится желают, но их не принимают, и какую специальность могу я им предоста-
вить, чтоб воспитать из них полезных для страны граждан? Я не могу решить этого трудного вопроса
и обращаюсь в ЦИК с просьбой оказать внимание моим детям, жаждущим света науки, как будущности
страны, открыть им двери учебных заведений наравне со всеми пролетарскими детьми, допустив их без-
препятственно до учения.
634 | У Л А Д А І Г Р А М А Д С Т В А : Б С С Р У 1 9 2 9 – 1 9 3 9 Г А Д Ы
Третью обиду приношу: если с меня, как гражданина, всякия требуют налоги — и страховые, и мест-
ные, и подоходные, и считают меня безправным числиться хотя бы рядовым пайщиком в кооперации, и как
я с семейством могу жить? Имеем же мы право есть, пить, одеваться, как все люди, а почему не только мне,
но и моему семейству закрыта кооперация? Где я могу достать нужныя жизненные продукты, раз торговля
ими сгруппировывается в правительственные кооперативы, и почему я и моя семья не могут быть пай-
щиками любой кооперативной лавки и кому вред от этого? Моя жена обращалась с заявлением по этому
вопросу в местный РИК, и там председатель сказал: покупайте что надо из частных рук на базаре, а быть
вам рядовым пайщиком кооперации нет закона. Я читал закон, пропечатанный в “Известии” за январь 1927
или 1928 г. (точно не помню), что пайщиком мне можно быть, лишь бы не членом правления, и по тому
правительственному разъяснению б. председатель или заведующий местного ЕПО т. Левин выдал моей
жене книжку и она пользовалась ею до весны 1929 г., а теперь опять в последней чистке отказали в выдаче
товара как бесправной — и пай держат не возвращают, и товаров не отпускают. Прошу по этому вопросу
дать разъяснение, имею ли я право или члены моей семьи быть пайщиками наравне со всеми гражданами.
Священник Феодор Пожарицкий
Памета: Да справы / і паведаміць што / справа пакінута без вынікаў / 12.08.29 г. / подпіс.
Ф. 4-п, воп. 1, спр. 16924, л. 37. Рукапіс.